Павлодарика Вики
Advertisement
Павлодарика Вики

Русский поэт Павел Васильев.jpg

ВАСИЛЬЕВ Павел Николаевич

(5.01.1910-16.07.1937) [1]

Родился 23 декабря 1909 года (по ст. ст.) в Зайсане, Семипалатинская губерния.

С 1911-го года с 9-летним перерывом жил в Павлодаре.

Русский советский поэт. Родоначальник (по определению С. Клычкова) «героического периода» в русской литературе — «эпохи побеждающего в человеческой душе коммунизма».

Васильевы часто переезжали по местам службы его отца, Николая Корниловича:

  • в 1913 году — в станицу Сандыктавскую;
  • в 1914 году — в Атбасар;
  • в 1916 году — в Петропавловск, где Павел поступил в первый класс;
  • в 1919 году — в Омск, где Н. К. Васильев оказался, будучи мобилизован в армию Колчака.

В конце 1920 года Васильевы вернулись в Павлодар, где поселились у родителей Глафиры Матвеевны.

Павел учился в 7-летней школе, находящейся в ведении Управления водного транспорта, которой заведовал его отец, затем — в школе II ступени.

По окончании школы - в июне 1926 года - уехал из Павлодара. После одной крупной размолвки с отцом 15-летний Павел просто убежал из дома. Добрался до Омска, там тоже не задержался и отправился к Тихому океану, во Владивосток.

Уезжает во Владивосток, чтобы продолжить учение, однако через год уходит в плавание матросом, а затем становится старателем на золотых приисках на Лене. Жизненный опыт, приобретенный в эти годы, и впечатления, полученные тогда, стали основой, на которой были созданы его первые очерки и стихи.

Государство неоднозначно реагировало его жизнь.

Признание поэтического таланта сопровождалось постоянными оговорками о чуждости Васильева новому строю, яркая личность поэта стала обрастать окололитературными сплетнями, как было в своё время с Сергеем Есениным.

Летом 1934 года одновременно две центральные и две «литературные» газеты опубликовали первую часть большой статьи Максима Горького под названием «О литературных забавах». В этой статье мудрый наставник советских литераторов, в частности, указывал: «Жалуются, что поэт Павел Васильев хулиганит хуже, чем хулиганил Сергей Есенин… Если он действительно является заразным началом, его следует как-то изолировать… От хулиганства до фашизма расстояние «короче воробьиного носа».

Ирина Резник - Портрет Павла Васильева с дочерью Натальей

В январе 1935 года был исключён из Союза писателей.

А в 1936 году на экраны СССР вышел даже фильм «Партийный билет», в котором Васильев стал прообразом главного антигероя — «шпиона», «диверсанта» и «врага народа».

Был судим в 1932-м, 1935-м гг.

В феврале 1937 года арестован в третий раз, 15 июля приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу по обвинению в принадлежности к «террористической группе», якобы готовившей покушение на Сталина. Судя по протоколам, обвиняемый признал себя виновным и в ходе следствия, и на суде.

Расстрелян в Лефортовской тюрьме 16 июля 1937 года.

Похоронен в общей могиле «невостребованных прахов» на новом кладбище Донского монастыря в Москве.

На Кунцевском кладбище в Москве Павлу Васильеву установлен кенотаф рядом с могилой его жены Е.А. Вяловой-Васильевой.

В 1956 году посмертно реабилитирован.

Веб-сайт: pavelvasilev.cbspvl.kz

.

Творчество:

П.Васильев - портрет работы худ.П.Радимова

Первые стихи написал в 1921 году.

Участвовал в работе литературно-художественного общества во Владивостоке. Здесь же состоялась его первая публикация: в газете «Красный молодняк» 6 ноября 1926 года было напечатано стихотворение «Октябрь».

В начале декабря 1926 года уехал в Москву. По пути останавливался в Хабаровске, Новосибирске, Омске, где участвовал в литературных собраниях и печатался в местной периодике, в том числе в журнале «Сибирские огни», выходившем под редакцией В. Зазубрина. В Москву приехал в июле 1927 года, по направлению Всероссийского Союза писателей поступил на литературное отделение Рабфака искусств им. А. В. Луначарского (не окончил).

В 1928 году жил у родителей в Омске, участвовал в местной литературной жизни. В августе Васильев и Н. Титов отправились в странствие по Сибири и Дальнему Востоку. Работали культмассовиками, охотниками, матросами, старателями на золотых приисках на Селемдже, о чём Васильев рассказал в книгах очерков «В золотой разведке» (1930) и «Люди в тайге» (1931); много печатались, часто подписываясь псевдонимами «Павел Китаев» и «Николай Ханов». По возвращении с приисков в Хабаровск вели богемный образ жизни, вызвав осуждающие отклики в прессе, с появлением которых Васильев уехал во Владивосток, где публиковал очерки в газете «Красное знамя».

Осенью 1929 года приехал в Москву. Работал в газете «Голос рыбака», в качестве специального корреспондента ездил на Каспий и Арал.

В 1930—1932 годах стихи Васильева печатались в «Известиях», «Литературной газете», «Новом мире», «Красной нови», «Земле советской», «Пролетарском авангарде», «Женском журнале», «Огоньке» и других периодических изданиях.

Борис Пастернак сказал, что в 30-е годы Васильев стоял выше, чем Есенин и Маяковский.

В.А. Милашевский - Портрет поэта Павла Васильева

После реабилитации заново разгорелись споры о его политической позиции, в ходе которых поэта достойно защищал C. Залыгин. Большую роль в восстановлении доброго имени, в собирании и подготовке к изданию разрозненного тогда наследия Васильева сыграли его вдова Елена Александровна Вялова-Васильева (1909—1990) и его свояк и литературный покровитель Иван Гронский (в 1930-е годы — ответственный редактор газеты «Известия» и журнала «Новый мир»), а также поэты Павел Вячеславов, Сергей Поделков и Григорий Санников, на свой страх и риск собиравшие и хранившие произведения Васильева, в том числе неизданные.

.

Память:

В Казахстане:

Имя Павла Васильева носит дом-музей в Павлодаре (1991 г.), посвященный жизни и творчеству поэта:

Дом-музей П. Васильева

В октябре 2011 г. в Павлодаре открыт памятник Павлу Васильеву. Памятник установлен в старой части города, недалеко от улицы, носящей имя поэта. Автор — художник и скульптор Кажибек Баймулдин.

Именем Павла Васильева названы:

Центральная городская библиотека в Павлодаре

улицы:

  • Усть-Каменогорска (на левобережье Иртыша);
  • и Петропавловска.

В России:

  • В 2003 году в Омске на бульваре Мартынова установили памятный знак-камень поэту. Одна из муниципальных библиотек Омска носит его имя.
  • 5 марта 2011 г. в Москве на доме № 26 по 4-й Тверской-Ямской ул. открыта мемориальная доска П. Васильеву.
  • Во Владивостоке на старом здании Дальневосточного университета, где учился П.Васильев, установлена памятная доска.

.

Дополнительно:

Почитать:

Акын Павел Васильев: на решение о его расстреле понадобилось 20 минут

Памяти великого поэта

«Я хотел бы молчать, да душа не молчит...»

Павел Васильев (1910 – 1937), русский поэт.

ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВ. ЛЕГЕНДЫ И ФАКТЫ

«Я увижу волчьи изумруды...»

ПО УКАЗКЕ ПЕТЬ НЕ БУДУ СРОДУ…

.

Посмотреть:

Павлодар_300._Поэт_Павел_Васильев

Павлодар 300. Поэт Павел Васильев

описание

Фильм_23-_«Павел_ВАСИЛЬЕВ-_Прерванный_путь»

Фильм 23- «Павел ВАСИЛЬЕВ- Прерванный путь»

описание

Павел_Васильев._110_лет_со_дня_рождения_поэта

Павел Васильев. 110 лет со дня рождения поэта

описание

Парад_планет_Павел_Васильев.

Парад планет Павел Васильев.

описание

Фильм_Павел_Васильев.Авт.Ю.Терещенко_.wmv

Фильм Павел Васильев.Авт.Ю.Терещенко .wmv

описание

"Союз_русских_писателей"_представляет_поэта_Павла_Васильева

"Союз русских писателей" представляет поэта Павла Васильева

описание

Павел_Васильев._"Антология_русского_лиризма._ХХ_век"

Павел Васильев. "Антология русского лиризма. ХХ век"

описание

Павел Васильев. Засадный полк

Авторская программа Льва Аннинского

Жанр: Документальный, биография, поэзия

ГТРК "Культура", 2008г.

.

Издания:

  • Соляной бунт. Поэма — ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, Тираж 2000 экз. Типография «Советский печатник» 1934. — 150 с.
  • Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. Ленинградское отделение издательства «Советский писатель», 1968 г., 632 с., тираж 25000 экз.
  • Стихотворения. Библиотека советской поэзии. М., «Художественная литература», 1975 г., 208 с., тираж 25000 экз.
  • Избранное — М., «Худож. Лит.», 1988 г., 414 с., тираж 50000 экз.
  • Верю в неслыханное счастье. Стихотворения — М., «Молодая гвардия»,1988 г. 159 с., тираж 40000 экз.
  • Стихотворения и поэмы — Москва, «Советская Россия», 1989 г., 288 с. тираж 50000 экз.
  • Весны возвращаются — М., «Правда», 1991 г., 448 с., тираж 100000 экз.
  • Сочинения. Письма. — М., «Эллис Лак 2000», 2002 г., 896 с., тираж 5000 экз.

.

Библиография:

1. Безыменский А. Говорите правду писателю // Октябрь. – 1933. -№ 6. – 170 с.

2. О П. Васильеве: [Постановление Союза писателей СССР] // Литературная газета – 1935 – 10 января.

3. Зелинский К. Павел Васильев // Октябрь. – 1957 - № 4. – с. 198-208.

4. Саенко Ю. Поэзия мужества и любви // Литературная Россия. – 1964. – 12 июня. –10 с.

5. Мадзигон Т. О малоизвестных и неизвестных произведениях П. Васильева // Простор. – 1964. - № 4. – с. 109 – 111.

6. Бондина Л. Можно ли уценить поэзию // Литературная Россия. – 1965 – 30 июля. – с. 16-17.

7. Мадзигон Т. Творчество Павла Васильева: Автореферат диссертации / МГПИ им. Ленина. – М., 1966. – 21 с.

8. Васильев П. Н. [Краткие биографические сведения о поэте] // Антология поэзии Дальнего Востока. – Хабаровск, 1967. – 452 с.

9. Михайлов А. Штрихи портрета // Дружба народов. – 1967. – № 2. – с. 234-243.

10. Косенко П. Павел Васильев. Повесть о жизни поэта. Алма – Ата: Жазушы, 1967 – 152 с.

11. Банников И. Степное тавро: Раздумья над книгой // Комсомольская правда. – 1969.- 23 сентября.

12. Цыбин В. Земля поэта // Литературная Россия. – 1969. – 18 июля. – с. 16-17.

13. Прокофьев А. «Нашу жизнь рисует любя…» // Социалистическая индустрия. – 1970. – 6 октября.

14. Выходцев П. «Строителя огромная работа…» // Молодая гвардия. – 1970. № 2. – с. 301-320.

15. Беленький Е. И. Павел Васильев. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1971.

16. Михайлов А. Степная песнь: Поэзия П. Васильева. – М.: Современный писатель, 1972. – 142 с.

17. Выходцев П. Павел Васильев. Очерк жизни и творчества. – М.: Современный писатель, 1972. – с. 142 с.

18. Выходцев П. Павел Васильев. М.: Советская Россия, 1971-144 с.

19. Косенко П. П. На земле золотой и яростной [Повесть о П. Васильеве]// Свеча Дон-Кихота. Повести биографии и литературные портреты. Алма – Ата: «Жазушы», 1973. – с. 3-94.

20. Беленький Е. Серия «Литературные портреты» - Западно-Сибирское книжное издательство: Новосибирск, 1971 – 75 с.

21. Васильев В. Детство Павла Васильева. Западно-Сибирское книжное издательство: Новосибирск, 1974 – 88 с.

22. Косенко П. П. На земле золотой и яростной [Повесть о П. Васильеве]// Алма – Ата: «Жазушы», 1979. – с. 328-414.

23. Михайлов А. А. Степная песнь. Павел Васильев// Портреты. –М.: «Советская Россия», 1983. – с. 3-148.

24. Кокошкин П. Он мало жил…// Дальний Восток. – 1988. - № 10. – с. 155-157.

25. Черных С. Под небом Алтая. Книга 1. – Алма-Ата: Жазушы, 1988 – 288 с.

26. Поделков С. «Ему дано восстать и победить…»: [К 80 – летию со дня рождения] // Вечерний Владивосток. – 1989. – 26 декабря – 7 с.

27. Куприянов А. Долог путь к человеку…: [О судьбе поэта] // Собеседник. – 1989. - № 6. – с. 12-13.

28. Воспоминание о Павле Васильеве / Составитель С. Е. Черных, Г. А. Тюрин. – Алма – Ата: «Жазушы», 1989. – 304 с.

29. Цыбин В. «Да, придумывал огонь» // Литературная Россия. – 1989. – 29 декабря.

30. Смелякова С. Характер и мистика: По поэмам «Песня о гибели казачьего войска» и «Соляной бунт» // Простор. – 1990. - № 10. – с. 184-187.

31. Куняев С. Времена и легенды. – М.: Современник , 1990 – 223 с. («Диалог со временем»).

32. Туманский Е. Павел Васильев, каким его не знали…: [К 80 – летию со дня рождения] // Литературный Владивосток. – Владивосток, 1990. – с. 7-20.

33. Хвалин А. Русский Азиат: [Творчество П. Васильева] // Литературная учеба. – 1990. - № 4. – 158 – 163.

34. Чащина Л. Павел Васильев: трагедия «вольного каменщика» // Вопросы литературы – 1991. - № 6. – с. 16 – 47.

35. Гронский И. Павел Васильев // Из прошлого… Воспоминания/ Сост. С. Гронская. – М.: Известия, 1991. – с. 274-287.

36. Тюрин Г. «Литература – моя кровь и плоть…» О поиске архивно-следственного дела Васильева П. [Немного о пребывании поэта во Владивостоке] // Простор. – 1991. № 3. – с. 101-111.

37. Куняев С. Уроки одной судьбы // М. – 1991. - № 3. – с. 187-197.

38. Примочкина Н. Павел Васильев: «Но как не хватает воздуха свободы!»: О роли Горького в судьбе поэта // Литературная газета – 1991. – 16 октября (№ 14). – 12 с.

39. Константинов В. Брат твой // Труд. – 1991. – 31 января.

40. Волкова С. «Посулила жизнь дороги мне ледяные…»: [«Дело» поэта Павла Васильева 1937 года] // Наш современник. – 1992. - № 11. – с. 150-160.

41. Туманский Е. Павел Васильев, каким его не знали… (1927 - 1937): Самарское книжное издательство, 1992 – 112 с.

42. Солнцева Н. Китежский павлин: Филологическая проза. Документы. Факты. Версии.// Павел – Москва: «Скифы», 1992. – с. 399-421.

43. Сорокин В. Павел Васильев. Дело № 11245 // Молодая гвардия. – 1993. – № 2. – с. 223-247.

44. Зорин А. Веянье веселого ужаса: Заметки о поэзии Павла Васильева // Дружба народов. – 1995. - № 11. – с. 181-188.

45. Шевченко С. Будет вам помилование, люди… Повесть о Павле Васильеве – Астана: Елорда, 1999, 260 с.

46. Немеркнущее имя: Материалы международной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Павла Васильева. – Павлодар: ПГУ, 2000 – 92 с.

47. Куняев С. С. Русский Беркут. – Москва: «Наш современник», 2001. – 464 с.

48. Павел Васильев. Материалы и исследования. - [Омск]: Издательство Омского государственного университета, 2002.    

49. Васильевские чтения (материалы международной научно-практической конференции) – Усть-Каменогорск: Рудный Алтай, 2002 – 176 с.

50. Единение культур в творчестве казахстанских писателей XX века (ко дню памяти Павла Васильева). Материалы международной научно-практической конференции под редакцией Кашиной Л. С., Попович О. А. – Павлодар: Издательский центр Павлодарского университета 2002 – 204 с.

51. «Региональный компонент в творчестве российских и казахстанских писателей XX века»: Материалы международной научно-практической конференции. – Павлодар: НПФ «ЭКО», 2003 – 356 с.

52. Павел Васильев в контексте русской и мировой литературы: Материалы международной научно-практической конференции. – Павлодар: НПФ «ЭКО», 2004 – 209 с.

53. Гронская С. И. «Здесь я рассадил свои тополя…». Документальная повесть о Елене Вяловой и поэте Павле Васильеве. Письма / С. И. Гронская. – Москва: Флинта, 2005 – 334 с.

54. Григорьева О.Н.-"Юноша с серебряной трубой". - Павлодар: ТОО "Дом печати", 2010. - 172 с.

55. Павел Васильев: библиографический указатель / НБ ПГУ им. С. Торайгырова, ИБО ЦГБ; сост.: Н. К. Курбатова, Н. Д. Худякова; ред. С. А. Исамадиева, А. К. Бораналиева. – Павлодар: Кереку, 2009-102 с.  

56. «Наследие Павла Васильева в его ретро и перспективном окружении»: Материалы международной научно-практической конференции – Алматы: Нурай Принт Сервис 2009 – 238 с.

57. Мерц З. С. Одноклассники Павла Васильева – адресаты его лирических стихотворений // Книга и мировая культура: материалы V Международной научно-практической конференции. – Омск: Вариант-Омск, 2010 – с. 350-354.

58. Павел Васильев в воспоминаниях, документах, фактах. Материалы областной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Павла Васильева – п. Белоусовка – г. Усть-Каменогорск. 2010 – 106 с.

59. Хомяков В. «Чудосотворенье». Человек и мир в поэзии Павла Васильева. – Омск: Вариант-Омск, 2011 – 172 с.

60. Мерц З. «Скоро уеду во Владивосток…» // Литературный меридиан: альманах. Арсеньев, ОАО «Типография № 6», 2012 – с. 22-26.

61. Сергей Коротков. Неизвестная муза Павла Васильева// Литературно – художественный альманах, выпуск 4 – 2006. – с. 100-109.

.

Advertisement