Павлодарика Вики
Advertisement
Павлодарика Вики
География > Районы:

Герб Иртышского района

Иртышский район[1]

Площадь: 10,2 тыс. км2

Население: 16, тыс. человек

Село Кызылагаш - самое западное в области: 73°38′23″ в. д.

Расположение:

  • на северо-западе области
  • на левобережье Иртыша - река является восточной границей района
  • занимает северную часть Иртышской равнины

На сегодняшний день, Иртышский район – монокультурный – сельскохозяйственный, здесь занимаются полеводством и животноводством, но первое преобладает, и поэтому его именуют житницей Павлодарского Прииртышья и действительно из 12 районов области в Иртышском – зерновой клин составляет 210 тысяч гектар или больше 40% областного и собирается около половины хлеба всего региона.

Сельскохозяйственная специализация района: зерновое хозяйство, молочное животноводство.

Выращивается просо, гречиха, подсолнечник, производится мясо, мелкое кожсырье.

.

Администрация

Иртышский район - админ-карта

Образован в 17 января 1928 года.

Центр района - село Иртышск[2], которое с 1973 по 1993 гг имело статус города.

На территории района находится 12 сельских округов.

округ дата площадь население центр сёла
Иртышский 1920 bell 3 7072 (2019) Иртышск -
Абайский 1935 cell 3 985 (2009) Голубовка -
Агашорынский 1963 dell 3 dell 4 Агашорын -
Байзаковский 1954 cell 3 cell 4 Исы Байзакова Ульгули
Каракудукский[3] 1930 cell 3 1200 (1999) Каракудук Кенес, Караоткель, Ынтымак
Косагашский 1930 cell 3 831 (2009) Қосагаш -
Коскольский 1963 cell 3 cell 4 Косколь Кызылкак
Кызылжарский 1957 cell 3 cell 4 Қызылжар Тогузак
Ленинский 1954 cell 3 568 (2009) Ленино -
Луговской 1933 cell 3 413 (2009) Луговое -
Панфиловский 1961 cell 3 cell 4 Панфилово Тохта
Северный 1935 cell 3 cell 4 Северное Караагаш, Степное
Селетинский 1931 cell 3 cell 4 Селеты Буланбай, Кызылагаш
Узунсуский 1935 cell 3 686 (2009) Узынсу -
сельская администрация 1957 433,3 тыс кв.км 320 (2018) Амангельды -
сельская администрация 1954 cell 3 612 (2009) Майконыр -

Кызылкакский сельский округ

Тохтинский сельский округ

В 2016 году новые имена получили шесть сел.

  • Кутузово теперь называется Майконыр,
  • Суворово стало Узынсу,
  • Никаноровка переименована в Актайлак.
  • село Кайманачиха получило имя известного народного поэта Исы Байзакова.

Упразднённые сёла:

название (+прежние) округ даты население причина
Аввакумовка[4] (+Чебунды, Чебундю, Чибенды) Селетинский 1909-1940 413 (1926) ...
Акбетей[5] (Победа, ферма N2) Луговской -2016 25 (2009) в состав с. Луговое
Аккудук Панфиловский -2004 cell 4 в состав с. Панфиловка
Аксу Амангельдинский -2004 cell 4 в состав села Каракудук
Актайлак[6] (+Никаноровка) Узынсусукий -2016 19 (2009) в состав с. Узынсу
Алгабас Узунсуский -2001 cell 4 ...
Бескепе[7] (+Артемовка) Агашорынский 1912-2016 87 (2009) в состав с. Агашорын
Васильевка[8] (+№7, Эгейсат) cell 2 1909/10/12-... 117 (1926) не существует
Владимировка[9] (+№6) cell 2 1907/12- 142 (1926) не существует
Горностаевка[10] с.а. Майконыр 1908-2000-е 94 (1999) ...
Добромыслово (Добромысловка) cell 2 1914- cell 4
Жарбулак[11] (отд №2 свх Северный) Северный -2001 55 (1999) в состав Северного сельского округа
Жарсор Коскольский -2004 ... в состав села Косколь
Жетипшен[12] (+отд №1 свх Западный) Кызылкакский -2001 40 (1999) в состав с. Кызылкак
Кабан[13] с.а. Майконыр -2004 81 (1999) в состав с. Майконыр
Каракудук (+свз им. 10-летия Казахстана, колхоз им. Амангельды) ... ... ... в состав с. Амангельды
Киевка ... ... ... не существует
Киши-Мойнак с.а. Майконыр -2004 ... в состав с. Майконыр
Корниловка (+Кылышбек)[14] Панфиловский 1910-2004 cell 4 в состав с. Панфиловка
Королёвка[15] ... 1914- ...
Костомар[16] Иса Байзаковский -2016 71 (2009) в состав с. Исы Байзакова
Кызыл-Сарай ... -2004 ... в состав села Тохта
Любомировка[17] (+№2, зем. участок Тудель-Куль) cell 2 1908/12- 171 (1926) не существует
Молодёжное[18] (+ отд. №1 свх. Суворовский) Узунсуский -2001 186 (1999) ...
Никитинское/Никитовка[19] (+№4, Пришиб) cell 2 1908/12- 90 (1926) не существует
Новороссийка[20] Узунсуский 1913-1990-е 31 (1989)
Осиновка cell 2 ... cell 4 не существует
Отделение N1 с.а. Майконыр -2004 cell 4 в состав села Майконыр
Приветное/Приветинка[21] (+№5) cell 2 1908/12- 99 (1926) не существует
Роте-Фане[22] (+Тихоновское) Косагашский 1908-2001 79 (1999) в состав с. Косагаш
Соколиновка[23] (+ отд. №2 свх. Суворовский) Узунсуский 1910-2001 105 (1999) не существует
Степное[24] (+отд №2 свх им. Абая) Абайский -2001 48 (1999) в состав с. Голубовка
Таскудук[25] (+отд №2 свх Новоивановский) Косагашский -2016 20 (2009) в состав с. Косагаш
Теренсай[26] (+ Печёрское, Печерск) Агашорынский 1911-2004 114 (1999) в состав с. Агашорын
Тихоновка[27] (+Новоивановка) Косагашский 1908-2001 0 (1999) в состав с. Косагаш
Тобелес[28] (Соломянское, отд №1 свх Северный) Северный 1914-2016 41 (2009) в состав с. Степное
Точка 143[29] (+отд. №1 свх. Панфиловский, точка 143 свх. Панфиловский, Жанааул) Панфиловский -2001 18 (1999) в состав с. Панфиловка
Фастовка[30] 1914- не существует
Ферма 1[31] (+Чуйгун, Коммунар) Луговской 1914-2004 308 (1999) в состав села Луговое
Целинное[32] Кызылжарский -2001 45 (1989) в состав с. Кызылжар
Шалаксай Амангельдинский -2004 ... в состав с. Амангельды
Шубарат (+Беловодск)[33] Иса Байзаковский 1908-2016 17 (2009) в состав с. Исы Байзакова

.

Природа

Территория района занимает северную часть Иртышской равнины.

Район левобережный, то есть лежит по левую сторону от могучей сибирской реки Иртыш,
который протекает по территории района на протяжении 115 км.
Время начала ледостава — вторая половина ноября. 
Время начала вскрытия реки Иртыш, распложенной на территории района — вто­рая половина апреля. Осенний ле­доход продолжается 5 – 10 дней, весеннее половодье длится 2 месяца.
Наибольший подъем воды (3 – 5 м) бывает в мае, минимальный уровень в октябре.

Кроме Иртыша на территории района протекают речки Аксу, Железинка, Орловка, Татарка.
Аксу – речка близ совхоза имени Амангельды и поселок отделения имени Амангельды. С казахского языка буквально: «белая вода», но в значении проточная речка, питаемая снеговыми водами.

Имеется много озер, берега которых изрезаны многочисленными оврагами.
В основном озера соленые с осадками мелко-зернистой соли, пригодной в пищу.

Почвы черноземные, солончаковые, а также представлены песками, супесями и суглинками различной окраски – от серых, серо-желтых до бурых.
Территория Иртышского района охватывает две почвенные зоны: черноземную и каштановую, которые в свою очередь подразделяются на две почвенные подзоны: южные черноземы и темно-каштановые.

Из полезных ископаемых известен алебастр.

Степь ровная и щедрая, богатая разнообразной растительностью.

Из растений растут ковыль, типчак, полынь и другие, а из деревьев и кустарников: тополь, ива, калина, черемуха, шиповник.

Пойменные леса района входят в состав одного из действующих на территории области государственного учреждения по охране лесов и животного мира. Площадь лесных угодий 4426 га., в том числе покрытые лесом 3526 га.

Из животных обитают волк, лисица, заяц, барсук, сурок, суслик, косуля.

Озёра

В районе самое крупное (внутреннее) озеро области - Кызылкак[34], площадью до 188 км2.
Также район на западе граничит береговой линией с о.Силетытениз[35], которое имеет площадь 750 км2, но относится оно к Иртышскому району лишь отчасти.

Всего в районе 33 озера.

Айтеке – озеро близ с.Голубовки на высоте 122 м над уровнем моря, площадь 1,2 кв.км. Название происходит от собственного мужского имени Айтеке.

Аккудуксор – соленое озеро на высоте 99,5 м над уровнем моря, площадь -1,4 кв.км. Название идет от местности , где находится белый (чистый, проточный) колодец у сорового (солончакового) озера.

Аралсор — соленое озеро близ Голубовки на высоте 122м над уровнем моря с площадью1,2 кв км. С казахского языка буквально соровое (солончаковое) озеро с островками.

Ащиколь — соленое озеро близ села Грабово, на высоте 99,4 м над уровнем моря и площадью 1,7 кв км. С казахского языка буквально: «горькосоленое озеро».

Большой Косколь – пресное озеро близ совхоза «Селетинский» на высоте 107 м над уровнем моря и площадью 1,8 кв км. С казахского языка буквально: «двойное озеро», названо «большим» в противоположность «малому».

Борлыколь — пресное озеро близ села Новороссийска (отд. совхоза «Суворовский») на высоте 104 м над уровнем моря и площадью 7,6 кв км. С казахского языка буквально и в значении как «известковое, меловое, с белым цветом воды озеро».

Жакпарсор – соленой озеро, лежащее на высоте 87,9 м над уровнем моря и площадью 1,3кв км. С казахского языка буквально: соровое, солончаковое озеро Жакпара, в значении - озеро, где жил Жакпар.

Жалаулы — соленое озеро на границе с Краснокутским районом. Одно из крупных озер области площадь -171кв км лежит на высоте 71,9 м над уровнем моря. С казхаского языка переводится как «межгривное», в значении как озеро, имеющее складки между поверхностью в виде отмелей, буквальный перевод этого слова: «похожее на флаг».

Жаркаин – соленое озеро близ села Корниловка (отд. совхоза им. «Панфиловский») на высоте 88 м над уровнем моря и площадью 8 кв км. С казахского языка: «береза над обрывом».

Жарсор – соленое озеро близ совхоза «Селетинский» на высоте 121,5 м над уровнем моря и площадью 3 кв км. С казахского языка: «обрывистый сор» (солончаковое озеро).

Кольбайсор – соленое озеро близ села Корниловка на высоте 99 м над уровнем моря и площадью 3,3 кв км. Название происходит от урочища, где расположено богатое соровым солончаком озеро.

Кунек (конек) – пресное озеро близ села Новороссийска, площадь свыше 1 кв км, лежит на высоте 99 м над уровнем моря. Название происходит от казахского слова «конек» что означает «ведро из верблюжьей кожи с носиком». Возможно озеро похоже на конек.

Куркилдек – соленое озеро близ села Сладководск, лежащее на высоте 104,5 м над уровнем моря, площадью 2,2 кв км. С казахского буквально: «грохочущее».

Курганколь – пресное озеро близ села Голубовка, находится в 116,2 м над уровнем моря, площадью 2,9 кв км. С казахского языка буквально: «холм-озеро».

Кызылкак – соленое озеро близ совхоза «Западный». Одно из крупных озер района и области – площадью 174 кв км (площадь озера колеблется). Лежит на высоте 42,6 м над уровнем моря. Название происходит от цвета красной глины. Отсюда с казахского языка буквально: «красноватая грязь».

Любомирское – пресное озеро, лежащее на высоте 90 м над уровнем моря, площадь 1,5 кв км. Название требует объяснения. Возможно от бывшего села Любомировка.

Мойнак (Майнак) – пресное озеро близ села Голубовка, площадью 1,6 кв км, лежит на высоте 113,9 м над уровнем моря. Название происходит от казахского слова в значении «верблюжья шея», т.е. по форме озера.

Опассор – соленое озеро площадью 2,5 кв км, лежит на вы соте 94,2 м над уровнем моря. С казахского языка название озера звучит как меловой (белиловый) сор (мелководное солончаковое озеро).

Ортаколь – пресное озеро близ села Голубовска, площадь 2,6 кв км, лежит на высоте почти 110 м над уровнем моря. С казахского буквально: «среднее озеро».

Орлово – пресное озеро площадью почти 2 кв км, лежит на высоте 94 м над уровнем моря. Название видимо идет от речки-протока Орловки в пойме Иртыша, а возможно и от имени первого поселенца.

Санкурколь – пресное озеро близ села Новороссийка, лежит на высоте 100 м над уровнем моря, площадью 4,1 кв км, с казахского языка буквально означает: «множеств сухих озер».

Соленое — озеро близ села Корниловки, лежит на высоте 94 м над уровнем моря, площадью 3,3 кв км. Получило название за слишком соленый вкус воды.

Сор – соленое озеро близ села Голубовка, лежит на высоте 123 м над уровнем моря, площадью 2,6 кв км. С казахского языка означает: «мелководное солончаковое озеро».

Сулуколь – пресное озеро в селе Сладководск площадью 1,5 кв км, лежит на высоте 118,5 м над уровнем моря. С казахского языка буквально: «красивое (чистое) озеро».

Узынсор – соленое озеро близ села Корниловка площадью около 5 кв км, лежит на высоте 91,4 м над уровнем моря. С казахского языка буквально: «длинный (вытянутый) сор (мелководное солончаковое озеро)».

Улысор – соленое озеро близ села Коммунар площадью 3,5 кв км, лежит на высоте 99 м над уровнем моря. С казахского языка от слова «Улусор», что значит «великий сор» (мелководное солончаковое озеро).

Шетколь (Шеткоколь) — пресное озеро около села Артемовка, площадью более 1 кв км, лежит на высоте 109 м над уровнем моря. С казахского языка означает буквально: «крайнее озеро».

.

История

Территория нынешнего Иртышского района в далекие времена была местом обитания и кочевья различных этнических племенных союзов, татаро-монгольских отрядов, позднее казахов Среднего жуза и в XVII-XVIII веках уже входила в состав Тобольской губернии, затем в состав Акмолинского округа Омской области.

Большая часть топонимического района тюркского происхождения и казахской народной этимологии. Все топонимы района казахской или тюркской терминологии природного или именного происхождения.

Казахский народ в далеком прошлом, кочуя от одного пастбища к другому, делая постоянные остановки в поисках лучших мест, богатых, пастбищами, наличием воды и давал местным урочищам, сопкам, речкам, озерам, горам, колодцам, определенные смысловые названия, связанные с формой, цветом воды, характерной особенностью почвы и растительностью, расположения, расселения животных и т.д. часть географических названий несет в себе продолжение легенд, которыми жили и в которые верили народы.

До прихода русских в среднее Прииртышье земли района в ХVІІ-ХVШ веках в основном они составляли кочевые волости Средней Орды или Жуза, где кочевали многочисленные племена казахского народа.

В те времена уроженец аула Кызылжар Кожаберген батыр со своими сарбазами отражал набеги калмыков. Уроженцы урочища Каратос Жазы – батыр и его друзья Тюгель и Кошкарбай активно участвовали в борьбе казахского народа со своими извечными врагами – джунгарами и немало способствовали победе над ними.

В XIX веке происходит некоторое изменение в административном делении казахской степи в связи с тем, что многие земли Казахстана были присоединены к России и ими надо было управлять.

Ханская власть в Средней Орде была ликвидирована по Уставу о Сибирских киргизах 1822 года и на месте её учреждена султанская власть.

В левобережной части степи по Уставу 1822 года стали возникать внешние округа Омской области — Каркаралинский (1824г.), Баян-Аульский (1833г.), Кокчетавский и другие.

В 1824 году образована Омская область с 4 округами — Омским, Петропавловским, Семипалатинским и Усть-Каменогорским.

В 1832 году образован в степи обширный Акмолинский внешний округ, граница которого упиралась в реку Иртыш примерно в районе нынешнего Актогая. Таким образом территория Иртышского района полностью вошла в состав Акмолинского внешнего округа Омской области. На территории этого округа были созданы волости. Во главе округа стоял султан, во главе волостей - волостные старшины, во главе аулов - аульные управители.

С ликвидацией в 1838 году Омской области в степной части Казахстана была создана область Сибирских Киргизов, куда вошло всё нынешнее левобережье Павлодарской области, в том числе и территория Иртышского района.

Правительство готовило новую административную реформу для степного Казахстана. Сложившиеся в 60-х годах прошлого века различные системы управления – Оренбургская, Омская, Туркестанская и неодинаковое административно-строительное управление и деление тормозили дальнейшее развитие края. Чтобы преодолеть это, ликвидировать султанскую власть в округах и приблизить Казахстан к общероссийскому управлению, было подготовлено и утверждено «Временное положение об управлении Степными областями» в октябре 1868 года. Было образовано на месте бывших внешних округов области Сибирских киргизов, небольших областей Семипалатинской и Уральской, Оренбургского и Омского пограничных управлений 4 области: Семипалатинская, Уральская, Тургайская и Акмолинская с уездами.

В свою очередь Семипалатинская область была разделена на уезды: Павлодарский, Семипалатинский, Усть-Каменогорский, Каркаралинский, Бухтарминский.
Павлодарский уезд был образован 21 октября 1868 года из частей Баянаульского и части Акмолинского внешнего округов, из частей Тобольской и Томской губерний по правобережью. Уезд делился на волости, волость на аулы.
Территория нынешнего Иртышского района вошла в состав Павлодарского уезда, где были вскоре образованы волости Кзыл-Агачевская (Кызылагачская), Аккульская и часть Алкагульской.

Переписью населения 1893 года на территории Кызылагашской волости, которую, в основном занимает нынешний Иртышский район, насчитывалось 1449 хозяйств, объединявших 10438 человек, которые, в основном, занимались животноводством, разводили и продавали скот, овчины, кожи, мясо, шерсть, жир и другую продукцию. Местные жители вели интенсивную торговлю с станицами сибирского казачьего войска правобережья Иртыша, которые были основаны в начале XVIII века (например, крепость «Железная» - 1717 г., станицы Пятирыжская и Осьмерыжская – 1720 год), а на левобережье Иртыша были казахские аулы.

Большая волна переселения народов пришла в Казахстан с введением столыпинской аграрной реформы, когда с 1907 по 1911 годы переселилось более 10 тысяч новоселов, образовав более 20 сел. Это послужило необходимости открытия переселенческого пункта, а позже – основания города Иртыш (нынешнего райцентра Иртышск), который был заложен в 1911 году, с участием сибирского генерал-губернатора Шмидта из города Омска и военного губернатора из Семипалатинска, место закладки было освящено высокими церковными чинами.

В начале ХХ века на территории района возникают первые переселенческие села: Грабово, Беловодск, Голубовка, Корниловка, Новороссийка, Новоивановка, Иртышск (Красный яр).

В начале XX века на территории района появляются первые русские переселенческие участки, возникают сёла и посёлки.
Одним из первых возник переселенческий участок №75 (Кубанское) в 1906 г., где ныне центральная усадьба опытной станции.
В 1908 году возникли населённые пункты Беловодское, Горностаевка, Грабово;
в 1909 — Голубовка;
в 1910 — Корниловка,
в 1911 — Печёрское;
в 1912- Артёмовка;
в 1913- Новороссийка;
в 1914 — Чуйгун (Коммунар);
в 1915 — Никаноровка.

С возникновением первых русских поселений, кроме существующей Кызылагачской волости с казахским кочевым населением, образуются русские волости - Иртышская, Новоивановская (куда относятся Голубовка и Артёмовка).

24 ноября 1918 года 228 Карельским полком в Иртышске устанавливается советская власть.

Всероссийский Центральный Исполнительный комитет декретом от 26 августа 1920 года образовал Казахскую Автономную Советскую Социалистическую республику в составе РСФСР, куда должен был войти и Павлодарский уезд. Однако при определении границ между Казахской республикой и Омской областью, были неправильно учтены национальные особенности территории и часть казахского населения четырех волостей Иртышского района оказалась в Омской области.

Летом 1920 года на территории Иртышского района было создано две волости: Кызыл-Агачская и Иртышская, существовавшие вплоть до 1928 года. В состав первой входило казахское население, в состав второй – крестьяне переселенческих сел и Иртышска.

17 января 1928 года в составе Павлодарского округа образован Иртышский район – из Железинской, Иртышской, Новоивановской, частей Урлютюбской, Алкакольской волостей Павлодарского уезда; частей Добровольской и Степановской волостей Петропавловского уезда Акмолинской губернии.

17 декабря 1930 года к Иртышскому району присоединён Кзыл-Агачский район, а 1 февраля 1932 года часть территории Иртышского района на правобережье Иртыша (сель/аулсоветы Пятирыжский, Бобровский, Моисеевский и хозаулы аулсоветов №3, 4, 5 и 6 передана в состав Максимо-Горьковского района.

С ликвидацией в 1930 году Павлодарского округа район подчинялся Президиуму КазЦИК, 20 февраля 1932 года он вошёл в состав Восточно-Казахстанской области с центром в городе Семипалатинске. В районе было 29 сель/аулсоветов: Иртышский, Краснокутский, Харьковский, Разумовский, Новоалексеевский, Большеивановский, Новоивановский, Грабовский, Корниловский, Голубовский, Аввакумовский, Печерский, Новороссийский, Беловодский,

  • Аулсовет №1 (Ленинский),
  • Аулсовет №2 (Тельмановский),
  • Аулсовет №3 (Куанский),
  • Аулсовет №4 (Сталинский), 
  • Аулсовет №5 (Карагандинский), 
  • Аулсовет №6 (Маданьятский),
  • Аулсовет №7 (Енбекши-Казахский),
  • Аулсовет №8 (Кзыласкерский), 
  • Аулсовет №9 (Батрацкий),
  • Аулсовет №10 (Ерназаровский),
  • Аулсовет №11 (Пролетарский),
  • Аулсовет №12 (Тонкерисский),
  • Аулсовет №13 (Исаевский),
  • Аулсовет №14 (Голощёкинский),
  • Аулсовет №15 (Социалистический).

15 января 1938 года из Восточно-Казахстанской области выделилась Павлодарская область с центром в городе Павлодар. С 15 января 1938 года Иртышский район в составе Павлодарской области.

19 февраля 1938 года из Иртышского района в состав Куйбышевского района переданы 11 сель/аулсоветов: Батрацкий, Жанаузский, Ельтайский, Интернациональный, Кубанский, Новоалексеевский, Новотроицкий, Пролетарский, Разумовский, Харьковский, Чидертинский.

По итогам Всесоюзной переписи населения 1939 года в Иртышском районе проживало 23523 человек, в том числе в Иртышске – 4902 человека.

Численность населения Иртышского района

  • в 1959 году составила 43044 человек,
  • в 1970 г. – 47590,
  • в 1979 г. – 45183 человека,

из них городское – 10458, сельское – 34725 человек.

По материалам Всесоюзной  переписи населения 1989 года численность населения Иртышского района составила 30661 человек.

.

Достопримечательности

Мавзолей Тамас аулие

В 1993 году на месте массового захоронения умерших в 30-е годы XX века от голода людей (2 бывших колодца) вблизи поселка Иртышск установлены памятные знак и металлическая ограда.

В марте 2002 года открыт Дом милосердия на 20 мест.

.

Отдых и туризм

Рыбалка:

Сезон рыбалки начинается с середины июня. Места рыбалки — пойма р. Иртыш. Запрещен лов во время нереста: май - половина июня.

Охота:

Места охоты — степные озера в сельских округах: Селетинский, Косколь, Узунсуский, Агашорынский.
Сезон охоты (по разрешениям) - с сентября до конца ноября на водоплавающую дичь, с ноября до февраля охота на зайцев, лис.
По лицензии в этот же период - охота на косуль и козлов.
Запрещена охота в пойме р. Иртыш.

.

Знаменитости

Уроженцы урочища Каратос Жазы–батыр и его друзья Тюгель и Кошкарбай активно участвовали в борьбе казахского народа со своими извечными врагами – джунгарами и немало способствовали победе над ними.

Иртышский район является родиной многих людей - кавалеров Золотой медали Героя:
А. И. Баранов, Т. В. Волков, А.Жилкибаев, Т. С. Коновалов, М.Шажанканов, А. Ф. Горобец, И. В. Кутурга, И. А. Скляров и др.

А также в а. Ульгули Иртышского района родился академик Академии Художеств Республики Казахстан К.-Г. Н. Каржа́сов.

Иса Байзаков (близ ны­неш­не­го се­ла Уль­гу­ли)

Шамкенов Аманжол Шамкенович (в колхозе им. Октября) - Почетный гражданин Павлодара.

Н. Копбергенов - рекордсмен мира по гиревому спорту.

.

Почетные граждане района

Абдраисов Бикпай - Почётный гражданин Иртышского района.

.

Дополнительно

Почитать:

Иртышский район

Топонимия Павлодарской области Иртышский район

Туристский паспорт Иртышского района

ИРТЫШСКИЙ РАЙОН

Посмотреть:

Большие города. Иртышский район (Павлодарская область):

Большие_города._Иртышский_район_(Павлодарская_область)

Большие города. Иртышский район (Павлодарская область)

Портрет района - Иртышский район:

Портрет_района_-_Иртышский_район_(выпуск_5)

Портрет района - Иртышский район (выпуск 5)

90-летие Иртышского района Павлодарской области:

Район90

Район90

В ИРТЫШСКОМ РАЙОНЕ ЖИВЕТ УНИКАЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА: https://www.youtube.com/watch?v=_F5quohf1Og

.

Advertisement