Павлодарика Вики
Advertisement
Павлодарика Вики
Персоналии > Памятные имена:

Кеменгеров Кошмухамбет

Кеменгеров Кошмухамбет (Кошке) Дуйсембайулы[1]

(1896, Баянаульский район - 1937) - казахский ученый, просветитель, драматург, писатель-прозаик и филолог (лингвист, фольклорист), журналист, общественный деятель.

Участвовал в организации Акмолинского комитета правительства Алаш Орды.

.

Биография

Родился 15 июля 1896 года в бывшем ауле Каражас, Бекейская волость, Акмолинская область, - на территории нынешнего Баянаульского района Павлодарской области.

Происходит из подрода каржас рода суйиндык племени аргын.

Первоначальное образование он получил у муллы.

В 1910 году его отец Дуйсебай-кажы вместе с семьей перебирается в Омскую область. Отец будущего писателя был грамотным человеком, стремился, чтобы дети получили хорошее образование, а самые большие надежды возлагал на сына Кошмухамеда. Кошке, как звали его домашние.

В Омске Кошке окончил церковно-приходское училище и два класса ветеринарно-фельдшерской школы.

В 1913 году К. Кеменгерулы поступил в Омское сельскохозяйственное училище, по окончании учебы работал.

В 1915 году в Омске при его активном участии создается литературно-просветительское общество молодых казахов «Бірлік». Редактором печатного органа – рукописного журнала «Балапан» был избран молодой Кошке. Первые переводные труды в 1915 году, стихи и рассказы были напечатаны именно здесь. Тогда же его публикации появились на страницах первого казахского журнала «Айқап» и общенациональной газеты «Казах». Для своей будущей книги, посвященной истории казахов, он собирает народный фольклор.

После Февральской революции 1917 года Кошке активно включается в политическую жизнь региона, рьяно поддерживает политику общенациональной партии «Алаш». Для организации уездного казахского комитета К. Кеменгерулы выезжает в Акмолинск, председателем этого комитета был избран С. Сейфуллин. Эта организация искала пути выхода из сложной политической ситуации того времени.

В Акмолинске Кошке участвует в работе молодежной национальной организации «Жас казақ» и создании Акмолинского областного отделения партии «Алаш» в городе Омске. С 1918 года он был редактором первой молодежной казахской газеты «Жас азамат».

С установлением советской власти в 1919 году К. Кеменгерулы работает инструктором внешкольного образования казахско-татарской секции при Омском губернском отделе народного образования. Он часто выезжает в Петропавловск, где преподает на курсах «красных учителей» химию, биологию, но главная его задача состояла в организации ликвидационных пунктов по борьбе с неграмотностью.

Позднее он активно публикуется в ряде газет («Бостандық туы», «Енбекші қазақ», «Ақ жол», «Қазақ тылы», «Лениншіл жас») и журналов («Айқап», «Жаңа мектеп», «Сана», «Жас қайрат», «Әйел тендіғы»), поднимая актуальные проблемы образования, науки, равноправия полов, казахской государственности, возрождения казахского народа и ликвидации последствий царского колониального режима. Когда в Омске открылся Казахский комитет при уездной земской управе, К. Кеменгерулы вместе с поэтом-просветителем М. Жумабаевым организует в селе Полтавка при русско-казахском училище курсы по подготовке учителей для казахских школ.

Решив продолжить образование, в 1919 году поступил в Омский политехнический институт. В 1920 году он был зачислен на зооветеринарный факультет Сельскохозяйственного института. Он искал себя в разных сферах деятельности, но все эти годы – писал.
После третьего курса обучения К. Кеменгерулы в 1924 году переводится на медицинский факультет Среднеазиатского (ныне Ташкентского) государственного университета.

В 1924-1930 гг. читает лекции по казахскому языку и литературе в этом же университете и в военном училище.
Преподавание в университете он совмещал с активной общественной деятельностью. Участвует в работе литературного кружка «Алқа», редактирует журнал «Сана» в Ташкенте, принимает участие в издании газеты «Ақ жол».
В эти же годы он учится в аспирантуре.

Попал в первую волну репрессий национальных деятелей.
В октябре 1930 года его вместе с Мухтаром Ауэзовым заключают в алматинскую тюрьму по сфабрикованному обвинению за «антисоветскую деятельность».
И 20 апреля 1932 года ему добавляют 5 лет за «измену Родине» и ссылают на Украину - в тюрьму для политических заключенных НКВД. Его жена Гульсум вместе с детьми переезжает за ним. Оттуда он вернулся только в 1935 году.

Работал в Шарбаккольском районе Омской области инспектором в отделе здравоохранения.

7 июня 1937 года его снова арестовывают, а в ноябре приговаривают к высшей мере наказания – расстрелу.

20 апреля 1937 года Тройкой УНКВД по Омской обл. приговорен к ВМН.
Расстрелян в Омске.
Реабилитирован определением Воен. трибунала СибВО 13 августа 1957 года.

.

Сочинения

Литературная деятельность К.Кеменгерова началась в 1915 году. Девятнадцати лет от роду, Кеменгеров печатается в журнале "Айкап" с подборкой стихотворных произведений: собственные стихи, переводы русских поэтов. Среди них и перевод на казахский стихотворения А. Пушкина "Пророк", восхищающий филологов не только бережным отношением к оригиналу, но и близостью к размеру пушкинского стиха.

Первый труд, написанный рукой Кошке (1921-1924) в Москве, – это учебник по истории Казахстана. Последующее его исследование «Бұрынғы езілген ұлттар» («Бывшие угнетенные народы») было написано в Омске, где описывалась судьба и история 36 национальностей, угнетаемых царским правительством. Труд был издан на казахском языке Центральным издательством народов Востока в Москве в 1925 году.

  • (Каменгеров). Из истории казакского народа. 1925;
  • Казакско-русский словарь. М., 1925;
  • Казакско-русский словарь. Ташкент, 1926 (совм. с Бурлаковым и др.);
  • Грамматика казакского языка. Ташкент, 1927 (совм. с Г. В. Архангельским);
  • Учебник казакского языка. Ташкент, 1928.

Для средней школы в 1929 он перевел на казахский язык учебник по химии.

Он написал двухтомник о казахах, предназначенный для чтения европейцами.

Составил трехтомник, в который вошли все его рассказы, пьесы, учебные пособия.

Особое место в творчестве Кеменгерова занимают проблемы языка, его развития и состояния в новых условиях. Он предъявлял высокие требования к изучению языка, считал, что человек, изучающий чужой язык, должен прежде всего хорошо знать родной язык.
Сам владел помимо казахского и русского языков, немецким, английским и арабским.

За 15 лет он выпустил около 10 книг по истории, литературоведению, лингвистике, естественным наукам. В 20-х годах прошлого века драматические произведения К. Кеменгерулы ставились на сценах Кызылорды, Омска, Петропавловска, Уральска. Он написал 7 пьес, текст сохранился у трех из них. В 1926 году первой постановкой только открывшегося Казахского национального драматического театра в Кызылорде (столице Казахстана того времени) была пьеса К. Кеменгерулы «Алтын сақина».

.

Память

Его именем названы

.

Дополнительно

Почитать:

Кеменгеров Кошмухамед

ПРОЕКТ «РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ: МӘҢГІЛІК ЕЛ АЛЫПТАРЫ». КОШКЕ КЕМЕНГЕРҰЛЫ

Кеменгеров Кошмухамбет (1896-1937)

Репресированный Кошке: история писателя Кошмухамеда Кеменгерова

Кеменгеров (Каменгеров) Кошмухамед

Посмотреть:

.

Advertisement