Павлодарика Вики
Advertisement
Павлодарика Вики

Литературное.png

Литературное

творчество, посвященное Прииртышью.

.

Авторы

УТКИН Михаил

ДЖАКСЫБАЕВ Серик

КАЛАШНИК Анатолий

КОРОЛЬКОВ Василий

КУПРИН Владимир

ЛУНИН Константин

ПОЛЯКОВ Николай

СЕМЕРЬЯНОВА Анастасия

Стихи

Стихи: Васильев Павел - Павлодар

Стихи: Абилова Дина - Город, который покинули Музы

Стихи: Айгүл Сағымбайқызы - Павлодар

Стихи: Айгүл Сағымбайқызы - Великий и родной мой край...

Проза

"Омская тюрьма, потом Павлодарская, принимали нас потому, что в городах этих -- важное упущение! -- до сих пор не было специализированных пересылок. В Павлодаре даже -- о, позор! -- не оказалось и воронка, и нас от вокзала до тюрьмы, много кварталов, гнали колонной, не стесняясь населения -- как это было до революции и в первое десятилетие после нее. В кварталах, проходимых нами, еще не было ни мостовых, ни водопровода, одноэтажные домики утопали в сером песке. Собственно город начинался с двухэтажной белокаменной тюрьмы. Но по ХХ веку тюрьма эта внушала не ужас, а чувство покоя, не страх, а смех. Просторный мирный двор, кое-где поросший жалкой травкой и нестрашно как-то разделенный заборчиком на прогулочные коробки. Окна камер второго этажа перекрещены редкой решеткой, не закрыты намордниками -- становись на подоконник и изучай местность. Прямо внизу, под ногами, между стеной тюрьмы и внешней стеной-оградой, изредка, чем-нибудь потревоженный, пробежит, проволакивая цепь свою, огромный пес и гулко гавкнет раза два. Но он тоже совсем не тюремный, не страшный, не дрессированная против людей овчарка, а желто-белый, лохматый, вроде дворняги (есть в Казахстане такая порода собак) и, кажется, уже стар изрядно. Он похож на тех добродушных стариков, лагерных надзирателей, которых переводили сюда из армии, и которые, не скрывая, тяготились собачьей охранной службой. Дальше за стеной сразу видна улица, и ларек с пивом, и все, кто там ходят, стоят -- или принесли в тюрьму передачу или ждут возврата тары. А еще дальше -- кварталы, кварталы таких одноэтажных домиков, и изгиб Иртыша и даже заиртышские дали. Какая-то живая девушка, которой только что вернули с вахты пустую корзину из-под передачи, подняла голову, завидела нас в окне и наши приветственные помахивания, но виду не подала. Пристойным шагом, чинно зашла за пивной ларек, что ее не просматривали с вахты, а там вдруг порывисто вся изменилась, корзину опустила, машет, машет нам обеими вскинутыми руками, улыбается! Потом быстрыми петлями пальца показывает: "пишите, пишите записки!", и -- дугой полета: "бросайте, бросайте мне!", и -- в сторону города: "отнесу, передам!". И распахнула обе руки: "что еще вам? чем помочь? Друзья!" Это было так искренне, так прямодушно, так непохоже на нашу замордованную волю, на наших замороченных граждан! -- да в чем же дело??? Время такое настало? Или это в Казахстане так? здесь ведь половина -- ссыльных... Милая бесстрашная девушка! Как быстро ты прошла, как верно усвоила притюремную науку! Какое счастье (да не слезы ли в уголке глаза?), что еще есть вы, такие!.. Прими наш поклон, безымянная! Ах, весь наш народ был бы такой! -- ни черта б его не сажали! заели бы проклятые зубья! У нас, конечно, были в телогрейках обломки грифеля. И обрывки бумаги. И штукатурки можно было отколупнуть кусок, ниточкой записку привязать и добросить вполне. Но решительно не о чем было нам просить ее в Павлодаре! И мы только кланялись ей и помахивали приветственно. Нас везли в пустыню. Даже непритязательный деревенский Павлодар скоро припомнится нам как сверкающая столица."

Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ

.

Цитаты

.

Памятка

по оформлению при создании страницы:

(Чтобы не было хаоса, добавляем статьи по такому шаблону названия: например,

Стихи: Васильев Павел - ... (название),

а в самой статье - имя автора, название стихотворения и само стихотворение.

Если это не стихи, то ставим другое - Проза, Цитаты.

.

Advertisement